Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. /А.И. Деникин/

Уникальный российский беспилотник впервые представили на показ


Рубрика: Наука и техника
Просмотров: 1960
Уникальный российский беспилотник впервые представили на показ

Инновационный беспилотный летательный аппарат «Чирок» представила в рамках международной выставки технологий «Иннопром» Объединенная приборостроительная корпорация (входит в Ростех), сообщили в пресс-службе госкорпорации.

Инновационная разработка – шасси на воздушной подушке – позволяет беспилотнику отрываться от земли в отсутствие взлетной полосы. Он способен взлетать с мягкого грунта, поверхности воды, с болотистой местности, рыхлого снега. Садиться на эти поверхности, где другие летательные аппараты самолетного типа взлетать и садиться не смогут.

На «Иннопроме» представлена модель самолета, которая уже прошла испытания в Жуковском. Отмечается, что у аппарата нет аналогов в мире, беспилотники на воздушной подушке серийно не выпускаются.

В гражданской сфере БПЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий. В военных целях «Чирок» предназначен для разведки и использования в качестве ударного беспилотника, способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные снаряды.

Максимальная взлетная масса «Чирка» – до 700 кг, предельный вес полезной нагрузки – до 300 кг. На борт он сможет брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также осуществлять транспортировку высокоточного оружия. БПЛА способен подняться на высоту до 6 тыс. метров, дальность полета составляет до 2,5 тыс. километров. В данный момент специалисты ОПК проводят работы по дальнейшему улучшению технических характеристик БПЛА «Чирок».

Главная интеллектуальная промышленная выставка в России «Иннопром-2014» открылась 9 июля и продлится до 12 июля в Екатеринбурге.

Ранее министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что на программу оснащения Вооруженных сил России БЛА, рассчитанную до 2020 года, будет израсходовано почти 320 млрд рублей. Глава военного ведомства пояснил, что российские БЛА выполняют задачи по разведке, связи, ретрансляции сигналов и боевому применению.

Напомним, 4 января стало известно, что в России на базе межвидового центра беспилотных летательных аппаратов планируется создание государственного центра беспилотников. Он останется под эгидой Минобороны, но, как заявили в ведомстве, учиться там будут не только военные, но и их «смежники» из других госструктур, имеющие в своем хозяйстве беспилотные летательные аппараты.

«Чирок» мал, да удал

В ходе Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» Московский научно-исследовательский институт (МНИРТИ) продемонстрировал модель легкого многоцелевого самолета-лаборатории «Чирок». В дальнейшем на его базе будет создан беспилотный летательный аппарат с уникальными свойствами. Об этом в интервью «Росинформбюро» рассказал Алексей Смирнов, начальник отделения беспилотных летательных аппаратов МНИИРТИ.

Алексей Федорович, чем интересен этот летательный аппарат?

– Многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Чирок» создается в инициативном порядке и на широкое обозрение представлен впервые. Аппарат двойного назначения, предназначен для мониторинга земной (водной) поверхности и может решать эти задачи в автоматическом режиме. Мы создаем БЛА, который по своим характеристикам не будет уступать зарубежным аналогам.

Благодаря уникальному шасси на воздушной подушке длина разбега «Чирка» не превышает 100 м, а полная взлетная дистанция до высоты 15 м – 200 м. Аппарат способен осуществлять полеты на высотах до 6000 м с максимальной (крейсерской) скоростью 350 (250) км/ч в течение 10-12 часов. При максимальном взлетной массе до 700 кг БЛА способен нести до 275 кг полезной нагрузки. В качестве полезной нагрузки могут использоваться различные оптико-электронные средства, а также целевая сбрасываемая нагрузка. Сегодня ведутся активные работы по дальнейшему увеличению длительности полета и др. характеристик БЛА «Чирок».

– Чем отличается БЛА «Чирок» от известных типов беспилотников?

– В зависимости от массы и решаемых задач сегодня используются различные способы взлета беспилотных летательных аппаратов. Аппараты массой от 200 кг и более, как правило, запускаются в воздух с использованием катапульт, или взлетно-посадочных полос (ВПП). При этом грунт должен выдерживать давление не менее 4 кг на квадратный сантиметр. Несмотря на достаточно большую массу нашего аппарата, мы отказались от традиционных способов пуска БЛА и использовали шасси на воздушной подушке.

Такое шасси позволяет использовать БЛА в условиях отсутствия удобных площадок и значительно снижает требования к качеству поверхности. Особенно это актуально, когда местность в районе применения БЛА имеет неровную (кочки высотой до 200 мм) поверхность с мягким и вязким грунтом. Давление нашего аппарата на грунт значительно ниже указанных и он способен взлетать и садиться практически с любой площадки, протяженностью не менее 100 м. Кроме того, «Чирок» может двигаться по водной (заболоченной) поверхности и рыхлому снегу.

После набора высоты 15 м и более БЛА осуществляет полет как обычный самолет. При этом уникальная мембрана (масса 16 кг, толщина около 2 мм) за счет особой конструкции как бы «прилипает» к днищу аппарата. Это обеспечивает высокие аэродинамическое качество и др. характеристики беспилотника.

– На чем основано действие мембраны до и после взлета БЛА «Чирок»?

– Внутри аппарата установлен центробежный вентилятор, который имеет временную механическую связь с двигателем. Перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться и нагнетать воздух через отверстия (8 мм) между замкнутой кольцевой мембраной и днищем аппарата. В результате мембрана раздувается и приобретает форму «тора-бублика» с давлением внутри него порядка 100 кг на квадратный метр.

Выходящий из мембраны воздух поднимает аппарат на высоту до 20 мм и полностью исключает трение между днищем БЛА и поверхностью. После отрыва и набора высоты 15 м вентилятор выключается, и двигатель полностью используется для вращения тянущих винтов. После прекращения подачи воздуха мембрана за счет собственного натяжения и под давлением набегающего потока воздуха «прилипает» к днищу самолета.

Хочу отметить, что, несмотря на кажущийся широкий фюзеляж испытания в аэродинамической трубе показали хорошее аэродинамическое качество, которое составляет 17 единиц. Для сравнения, в 60-70 гг. планеры КС-12 в парящем режиме имели качество 17,5 единиц.

В ближайшие 1,5-2 г. планируется создать пилотируемую летающую лабораторию, на которой под управлением пилота с помощью наземной станции будут отработаны алгоритмы взлета и посадки, использования полезной нагрузки. Окончательный вариант будет беспилотный. В настоящее время аналогов БЛА «Чирок» в мире нет. Заметный интерес к нашему аппарату уже проявили МЧС, Минобороны и другие силовые структуры.