Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. /А.И. Деникин/

Производство «Ласточек» локализовано на 70 процентов, рост продолжается


Рубрика: Новости России сегодня
Просмотров: 1848
Производство «Ласточек» локализовано на 70 процентов, рост продолжается

В наш постиндустриальный век придумать и сконструировать что-то новенькое намного сложнее, чем наладить производство новинки в промышленных масштабах. Это прекрасно понимают китайцы, когда закупают российскую военную технику сверхмалыми партиями, чтобы потом скопировать ее и штамповать серийно. И пусть на выходе китайская техника уступает по качеству и надежности оригинальной российской, но она получается заметно дешевле за счет отсутствия расходов на разработку.

Конечно же, нам это не нравится. Министерство обороны отказывается продавать в Китай партии в один-два самолета, но, тем не менее, значительная часть парка китайских истребителей подозрительно напоминает российские разработки.

Но, кроме банального копирования, существует достаточное количество схем для вполне законного использования чужих технических разработок. Индия, например, спокойно собирает по лицензии Су-30 МКИ из готовых машинокомплектов. А свою противокорабельную ракету «Брамос» они вообще разрабатывали совместно с Россией. Поди разбери, кто там больше знаний вложил. С другой стороны, закупать исключительно готовые «Рафали» у Франции индийцы отказались.

К Олимпиаде, но с прицелом на будущее

Примерно по такому же пути пошла и Россия. Чтобы сократить затраты на разработку высокоскоростных поездов, было принято решение приобрести соответствующую технологию у немецкой фирмы Siemens. Специально для России был создан вариант поезда «DesiroRus». Максимальная скорость — 160 км/ч, пяти- или десятивагонный состав, комфортные салоны, повышенная безопасность, низкие затраты на обслуживание. Выгодный, но дорогой проект, который сразу же попал в оборот у противников всего хорошего в России.

В либеральных кругах принято считать, что поезда «Ласточка» были закуплены ради того, чтобы пустить пыль в глаза зарубежным гостям во время проведения олимпиады в Сочи. Ну и своровать лишних денег, конечно же. Однако «Ласточки» до сих пор летают по просторам нашей страны, что было бы странно для ориентированного исключительно на воровство и бахвальство проекта.

Конечно же, Олимпиада при принятии решения о закупке "Ласточек" сыграла не последнюю роль. Первые договоренности о поставках в Россию высокоскоростных поездов относятся к 2009 году, когда время и место проведения Олимпиады уже было известно. В июле 2010 года, когда нашу страну посетила канцлер Германии Ангела Меркель, были подписаны окончательные документы. Уже тогда стало понятно, что только лишь Олимпийскими играми дело не закончится.

Дело в том, что между РЖД и Siemens был заключен контракт на поставку 54 пригородных поездов «Desiro» для перевозки пассажиров во время Олимпиады, из которых 38 составов произведено в немецком Крефельде, а оставшиеся 16 уже у нас. Тогда же российская локализация получила название «Ласточка».

Для производства этих поездов в том же 2010 году неподалеку от Екатеринбурга, в городе Верхняя Пышма, был основан завод «Уральские локомотивы». Предприятие стало первым в России производителем электропоездов с асинхронным типом привода и комплектующих для них.

В 2011 году, когда завод получил заказ на производство 1200 вагонов российского варианта «Desiro», сомнения отпали окончательно. 240 поездов — слишком много для Сочи. Проект явно перерос локальные рамки и обозначился как всероссийский.

Испытание Играми и локализация производства

После определения масштабов проекта наступила пора испытаний. Первый пробный подход к массовому использованию новых электропоездов прошел в Казани. Во время Универсиады в 2013 году «Ласточки» курсировали по маршруту аэропорт-центр. Гости Универсиады по достоинству оценили комфорт и быстроту нового вида транспорта и с удовольствием фотографировались на фоне окрашенных в брендовые цвета составов.

Но настоящим боевым крещением для «Ласточек» стала Олимпиада в Сочи. Курсировавшие по маршруту Адлер — Красная поляна электропоезда ежедневно перевозили по 300 тысяч человек. Проект доказал свою эффективность, надежность и готовность к запредельным нагрузкам. Настал черед планомерного внедрения новых поездов на всей территории России.

В первую очередь, этому способствует локализация производства. Если первые 54 поезда были целиком произведены в Германии, то последующие собирались уже на заводе «Уральские локомотивы». Первый состав отечественного производства покинул завод 30 мая 2014 года.

На данный момент производство «Ласточек» локализовано на 70 процентов, и эта цифра постоянно растет. Уже отлажено производство асинхронных двигателей на заводе в Тихвине. А девятого апреля этого года головное предприятие проекта — «Уральские локомотивы» — сертифицировало вагонные тележки собственного производства.

Всего над «Ласточками» трудятся более сотни предприятий, обеспечивающие рабочими местами тысячи высококвалифицированных работников. Только в Верхней Пышме к 2017 году общая численность работников предприятия составит 4,5 тысячи человек. К тому же времени планируется довести локализацию производства до 85%, что, по заверениям председателя совета директоров Дмитрия Пумпянского, максимум, возможный в условиях нынешней глобализованной экономики.

Во все концы страны

По мере выпуска новых составов увеличивается и количество маршрутов, по которым курсируют новые поезда. На данный момент «Ласточки» действуют на одиннадцати маршрутах в европейской части России, ожидается появление еще семи, причем два из них будет уже за Уралом, а одна пересечет западные границы страны.

Новым поездам доступны не только региональные перевозки. Посетивший «Уральские локомотивы» президент РФ подтвердил возможность оснащения «Ласточками» малого железнодорожного кольца вокруг Москвы. Правда, Владимир Путин подчеркнул, что выбор будет осуществляться на тендерной основе, но отметил, что конкурентов у уральцев немного.

Использование электропоездов типа «Ласточка» не только на междугородних трассах, но и в качестве пригородных электричек обусловлено возможностью менять комплектацию поездов в зависимости от использования. Три базовых варианта составов рассчитаны на протяженность участков в 60, 200 и 700 км соответственно. Более широкая, чем в Германии, колея позволила нарастить мощность двигателя и повысить устойчивость на высоких скоростях. Благодаря этому «Ласточка» быстрее набирает скорость, что позволяет эксплуатировать эти поезда на участках с частыми остановками.

Эх, дороги

Сотрудничество с компанией Siemens позволило избежать затрат на разработку собственной технологии изготовления высокоскоростных поездов. Воспользовавшись немецкими наработками, мы получили высокотехнологичное производство и возможность постепенно модернизировать все региональные пассажирские железнодорожные перевозки.

Но помимо составов есть еще одна проблема. Россия не обладает достаточно развитой сетью выделенных железных дорог для скоростных поездов. Использование путей общего пользования для этих целей затрудняет грузоперевозки и удорожает их. Кроме того, старые дороги не позволяют современным поездам показать все, на что они способны.

Строительство современных магистралей для высокоскоростных пассажирских перевозок позволит не только разгрузить основные железнодорожные пути, но увеличит мобильность населения. Нельзя забывать и о том, что инфраструктурный проект в масштабах всей страны даст толчок к развитию самых разных производств. От создания новых рабочих мест экономика России только выиграет.

Причем, в отличие от западных стран, Россия сегодня может воспользоваться самыми передовыми наработками в области высокоскоростных железных дорог, минуя промежуточные этапы. Опыт внедрения современных технологий уже имеется. «Ласточка» доказала возможность такого прорывного подхода.

Посмотреть полностью: http://politrussia.com/society/polet-lastochki-982/